Обязательное страхование автогражданской ответственности
Обязательное страхование автогражданской ответственности
Идея обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомобилей родилась в Америке в 20-е годы прошлого столетия, когда произошло резкое увеличение автомобильного транспорта на дорогах. Автомобиль считался предметом роскоши, и терпеть немалые убытки по чужой вине не хотел никто. Европа быстро подхватила полезное новшество, и во многих странах было введено обязательное автострахование.
Россия значительно отставала от своих соседей, и только в 1991 году было введено автострахование, причем исключительно в добровольной форме. В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.02. С этого дня все российские автомобилисты узнали, что такое обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).
Обязательность страхования ОСАГО была принята в штыки современным российским автолюбителем. Возмущенные соотечественники считали, что автострахование ОСАГО является нововведением, ограничивающим свободу собственности. Конституционный суд РФ пришел к однозначному выводу, что ОСАГО автомобиля не противоречит действующей Конституции, является социальной мерой, которая предполагает создание определенных финансовых гарантий и на сегодняшний день более 90 % автовладельцев имеют ОСАГО страховку.
До сих пор не утихают споры о принципах расчета ее стоимости и о доходах, которые этот вид страховки приносит страховым компаниям. Авто ОСАГО привносит налет цивилизованности на качество российских дорог и регламентирует рост других типов страхования.
В настоящее время большинство автолюбителей считают отсутствие ОСАГО первым признаком непрофессионализма и недальновидности. В России принято государственное установление правил страхования и регулирование тарифов Правительством РФ. За последние годы корректировка тарифов производилась неоднократно, но базовая величина тарифа остается постоянной для большинства транспортных средств.
Объектом ОСАГО становятся имущественные интересы, которые непосредственно связаны с риском гражданской ответственности автовладельца. Договор ОСАГО имеет срок действия один год. Если вы зарегистрировали свой автотранспорт за рубежом или следуете к месту регистрации, то срок договора может меняться от 15 дней до 6 месяцев.
При заключении договора ОСАГО застрахованному лицу выдается пакет документов, включающий специальный знак государственного образца, страховой полис, комплект правил ОСАГО, два экземпляра извещения о ДТП, памятка страхователю и квитанция о приеме денежных средств, поступивших от застрахованного лица.
Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчетов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была оформить обращение к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Страховщики ОСАГО для обеспечения выплат должны иметь свои представительства во всех регионах страны. Благодаря поправкам в закон с 1 июля 2008 года действует прямое возмещение убытков. Это значит, что потерпевшая убытки сторона за получением компенсационных выплат обращается непосредственно к своему страховщику. Убытки будут возмещены в том случае, если пострадало только имущество и при условии, что оба участника ДТП имеют страховку ОСАГО.
Не подлежит страхованию ОСАГО транспорт, максимальная конструктивная скорость которого - не более 20 км в час, автомобили, которые по технико-эксплуатационным характеристикам не имеют права движения на территории России.
Машины, принадлежащие Вооруженным Силам РФ и зарегистрированные в странах, которые не включены в международную систему обязательного страхования, также не получают страховку ОСАГО.